В России раннего Нового времени большинство обвиняемых «ведьм» были мужчинами
29.09.2022Слово «ведьмы» заставляет многих американцев думать о женщинах, работающих в союзе с дьяволом. Но женщины не всегда были лицом колдовства.
Большая часть католической и протестантской Европы приняла идею магии как сатанинского ремесла, которым занимаются женщины, и сильные, независимые женщины держались в узде с помощью таких обвинений. В православной России, однако, обвинительницы в подавляющем большинстве случаев обвиняли мужчин в околдовывании, и у них были разные представления о том, откуда берется сила «магии». Свидетельства о вере русских в колдовство сохранились во всех видах документов с XII по XVIII век: проповеди, исторические хроники и предания, рассказы о жизни святых, законы и указы, руководства по лечению травами и книги заклинаний, судебные протоколы. Эти документы позволяют заглянуть в жизнь простых людей, которые в противном случае были бы потеряны для истории: в крестьянских домах и военных полках, в крепостных имениях и на баржах на Волге. Стенографические свидетельства в протоколах судебных заседаний показывают непростые, часто жестокие отношения между мужьями и женами, хозяевами и слугами, покровителями и клиентами.
Эта история — в центре внимания трех книг, которые я написал как исследователь средневековой и ранней современной России, — перевернула представления о том, кто такие «ведьмы». Здесь мужчины были обычными подозреваемыми, по причинам, которые подчеркивают пугающе капризные способы власти и иерархии структурировать повседневную жизнь.
![мистические истории](https://phantomplus.ru/wp-content/uploads/2022/09/1647371747_1-abrakadabra-fun-p-slavyanskaya-vedma-5-1024x640.jpg.webp)
Типичный судебный процесс
Трое из четырех россиян, обвиненных в колдовстве, были мужчинами. Большинство из них обвинялись в том, что действовали в одиночку или с одним-двумя сообщниками, и почти всем предъявлялись обвинения в повседневных, практических видах магии.
В то время как судебные процессы в Западной Европе были связаны с яркими видениями сатанинского колдовства — черными субботами, когда обнаженные ведьмы летали на метлах, каннибалистическими пирами и дьявольскими оргиями, русские ведьмы, как считалось, использовали магию для более непосредственных, мирских целей, таких как исцеление ран или нанесение ущерба бизнесу конкурентов. Ведьмы использовали заклинания и простые зелья, приготовленные в основном из трав и кореньев, добавляя иногда орлиное крыло, глаз, вырванный у живой курицы, или грязь из могилы. В своей магии они обращались к силам природы и красоте поэтического слова. Они использовали силу аналогии — «как это, так и то» — для активации своих заклинаний и проклятий: например, «как бревно горит и вянет в огне, так пусть горит и вянет сердце моего хозяина».
Некоторые заклинания призывали сверхъестественных существ, от Иисуса Христа и Марии до духов природы и мифических фигур из русских легенд, таких как золотая рыба или бескрылая птица. Иногда в заклинаниях призывали Сатану и «множество его маленьких сатанок» или одновременно вызывали святых и сатану.
Повседневная магия
Хотя некоторые из обвинений были явно ложными, выдвинутыми по злому умыслу, сохранившиеся записи ясно показывают, что многие из обвиняемых действительно проводили те ритуалы и заклинания, о которых заявляли их обвинители.
Практики использовали свое ремесло для исцеления больных, помощи влюбленным, поиска потерянных людей и предметов, защиты людей от оружия или стрел и охраны скота. В то же время, как показывают записи, у некоторых практиков были и более темные мотивы: проклятия, болезни, одержимость, импотенция, угасание любви или убийство.
В обществе, где не было квалифицированных медиков, народное целительство было единственным выходом для больных, кроме молитвы. Многие люди обращались как к священникам, так и к целителям, которые использовали магию; они не видели противоречия между этими двумя способами. Из-за страха, что ведьмы могут околдовать молодоженов, было принято приглашать колдунов для защиты жениха и невесты во время свадьбы и хорошо платить им водкой за их услуги. Каждый, от жены царя до самого низкого крепостного, мог в какой-то момент своей жизни обратиться к магии. Возможно, наиболее показательными являются так называемые «любовные заклинания», которые по своей природе были принудительными, призванными подчинить волю объекта заклинания воле заклинателя.
![мистические истории](https://phantomplus.ru/wp-content/uploads/2022/09/1oP01ToQaF6lMFhzglBrlUx60vIBwah3mdcuMXtl.jpg.webp)
Любовные заклинания, использовавшиеся мужчинами, обычно были сексуальными заклинаниями. Сохранившиеся примеры одновременно прекрасны и ужасающи: заклинатель желает мучений своей возлюбленной всякий раз, когда она находится вдали от него:
Как огонь горит год и полгода, день и полдня, час и полчаса, так пусть и эта [женщина] горит для меня, с ее белым телом, пылким сердцем, черной печенью, бурной головой и мозгами, ясными глазами, черными бровями и сладкими губами. Пусть она страдает от страданий и горечи, как рыба без воды. Пусть эта [женщина] терпит за меня столько же горечи на день и полдня, на час и полчаса, на год и полгода, на все годы, и так пусть будет».
В меньшинстве случаев, когда женщин обвиняли в колдовстве, их «любовные заклинания» обычно были направлены на то, чтобы успокоить гнев мужей, отвести их кулаки и заставить их «быть добрыми».
Однако когда женщина пыталась перевернуть ситуацию и доминировать над своим мужем или хозяином, это грозило перевернуть патриархальный общественный порядок, и поэтому наказание было особенно суровым, включая казни.
«Заклинания для власти»
Помимо любовных приворотов, более широкая категория, называемая «привороты к власти», бросала вызов социальному порядку. Я считаю эти заклинания, направленные на завоевание любви вышестоящего социального начальства, важной причиной того, что так много мужчин было обвинено.
В то время как женщины часто сидели дома или в поместьях, мужчины всех рангов, даже крепостные, были относительно мобильны. Во время прогулок они могли столкнуться с произволом хозяина, судьи, чиновника, военного, дворянина или епископа. В любой из этих ситуаций вооружиться защитным письменным заклинанием было просто хорошим планированием.
В книге заклинаний 1763 года, например, есть следующее:
Как солнце восходит, и луна, по воле высшей, и как цари и князья, и цари, и генералы, и правители, и все люди, так и я, раб Божий, да явлюсь с красотою солнца и луны в глазах их. …Как цари и короли, и витязи, и губернаторы, и полководцы, и правители любят всякий драгоценный камень, так и меня, раба Божия, пусть любят все люди».
В жестоко иерархическом обществе, где все, кроме царя, находились под абсолютной и произвольной властью того, кто стоял выше на социальной лестнице, вера в магию давала чувство защиты — способ реализовать крошечную толику власти в мире, настроенном против подчиненных.
![мистические истории](https://phantomplus.ru/wp-content/uploads/2022/09/254604975_0_224_2048_1248_1920x0_80_0_0_aace2eee83b8d9ab525fd1abd2cf443a-1024x512.jpg.webp)
А поскольку вера в магию была всеобщей, то и элита, и простые люди видели ее возможности и опасности. Магия угрожала вооружить подчиненного и подорвать принятый социальный порядок. Хотя женщины участвовали в этих практиках, именно мужчины чаще сталкивались с властями, попадали под подозрение и были обнаружены с клочком бумаги с «заклинанием силы», запрятанным в шляпу или ботинок.
Идеи о колдовстве в православной России, возможно, были менее сенсационными, чем в католической и протестантской Европе, но эта практика рассматривалась как одинаково опасная для социального, религиозного и политического порядка, построенного на непререкаемой иерархии.
Валери Кивельсон — исследователь средневековой и ранней современной России, чья работа посвящена колдовству, картографии и взаимоотношениям между религией, политикой и магией.